Рецензирование "Лолиты" как бич поколения.
До чего чудесно подчас бывает ощутить себя обладателем тонкого вкуса!
Вы, влюбленный нежно и страстно в книги и не мыслящий без них свою жизнь, решаете, наконец, снизойти, то есть довести-таки ваши руки, которые сами все никак не доходят, до сего произведения. Вы уже давно собирались его прочесть, но вот дурная слава и сомнительное содержание все отвращало вас от ознакомления с книжкой – все-таки это никак не ваше, эта одиозная безнравственность и аморальная грязь, о которой вы так наслышаны. Вот вы и пришли по своей не сказать, чтобы очень уж тернистой тропочке книголюбия к этому скандальному произведению.
Поначалу вам стоит описать события книги. Вы пишете, конечно, рецензию, а не школьный пересказ на пятерочку, но вдруг кто-то не в состоянии самостоятельно прочитать роман или попросту отыскать то же описание в Википедии? Нет, вы серьезный рецензент, вам стоит описать все обстоятельно, как при сексе по бумажке, ни на шаг не отступая от несуществующего в таинственном лесу нимфы Рецензии плана. Опишите все как можно более подробно, иначе ваше мнение потеряет весомость и значимость, а опус – налет интеллектуальности и претенциозность. Так-то вот, на полстранички. Долго, смакуя каждое слово, говорите о жизни главного героя «до»: тяготился, терзался томными мечтами, мы все равно пролистаем это, лишь вы, истинный эстет, сможете верно ввести нас в курс дела.
Далее расскажите всем, какое отвратительное, мерзкое животное Гумберт Гумберт, ведь он разрушил жизнь маленькой девочки (этого тоже могут не знать). Ведь он же ее жизнь сломал, просто, надо подчеркнуть, уничтожил. Не любимая матерью, она так и не познала радостей семейной любви и теплоты. А он лишил ее детства, этот the brute. (с) Он, гадость на вашем списке, который нужно прочитать до двадцати трех (ноль-ноль), алкает понимания в обществе и лояльности, но как смеет он жаждать потакания своим низменным прихотям?
О соблазнившей его – да ладно? – Лолите скажите тоже: и разбитая ее жизнь, и нереализованные возможности, и искалеченная судьба, и несчастное существование должны быть вами упомянуты. Ее внутренней духовной жизни от начала разложения под воздействием материнского равнодушия до напрасных фантазий о присутствии даже таковой даже не упоминайте, это вообще не суть дела; также не касайтесь ее побега с престарелым любовником-порнографистом, ибо его присутствие там вообще не играет никакой роли.
Подольше поговорите об образном и витиеватом языке автора, по возможности, стараясь использовать схожие выражения. Пусть неумело, пусть непохоже, пусть вообще неизвестно зачем – вы ведь настолько вдохновились его стилем, что хотите передать и своим читателям его прелесть; вы настолько поняли страшную участь Долли, что отныне встали наравне с Набоковым — во всех смыслах, в каких читатель может встать наравне с автором. Подробно опишите путешествие по Америке – тоже с подражательно-витиеватыми потугами, чтобы Владимир Владимирычу, который еще и Набоков, не было бы за вас стыдно.
Ни в коем случае не углубляйтесь никуда и ни во что, оставайтесь только на поверхности сюжета – никакая там идейная составляющая, предпосылки и мотивы автора, все херня. Не обращайте внимания на игру слов, развитие определенных образов, действий и архетипов от произведения к произведению (даже ради интереса – никаких статеек, сразу пишите рецензию, а то забудете, о чем читали), повторяющиеся из романа в роман художественные приемы и темы-идеи.
Напоследок скажите, что книга, несомненно, оставила на вас неизгладимое впечатление, но все-таки это не совсем ваш формат. Гумберт, безусловно, монстр, ужасающий своей нечеловеческой безнравственной сущностью человек – как несчастна бедняжка Долорес, а вам было интересно ознакомиться со столь неоднозначным произведением.